Церковь Покрова Богородицы (1674)

Одним из наиболее древних храмов левобережья является Покровская церковь, построенная в 1674 году. Ранее она была монастырской церковью Новопокровского мужского монастыря.

Когда начал своё существование этот монастырь, сведений нет – они значатся в писцовых книгах города Романова лишь с 1674г. В это время в монастыре находилось десять келий, в которых жили «чёрный поп с братиею». Какими средствами существовал монастырь, достоверно сказать нельзя, но есть сведения, что при царе Алексее Михайловиче он получал царскую ругу из таможенной избы.

Можно предположить также, что доходы монастыря составляли сборы с лавок, находившихся у стен его, особенно во время ярмарок.

Новопокровский монастырь был упразднён в 1771г., а монастырские лавки значительно пережили монастырь. Здесь ещё на протяжении многих десятков лет традиционно проводились ярмарки, шла бойкая торговля. Теперь на этом месте стоит каменная церковь – приземистая, точно влитая в землю, с необыкновенно толстыми стенами и низкими сводами.

Белоснежная шатровая колокольня церкви, красивая и стройная, эффектно возвышается над зеленью деревьев и низкими деревянными строениями и великолепно просматривается со стороны нескольких улиц. Удивляет несоответствие между высокой, нарядной, украшенной зелеными поливными изразцами колокольней и низкой, одноглавой церковью с пологой двускатной крышей.

По замыслу строителей, храм должен был иметь, по-видимому, и второй этаж.

А по некоторым данным он и был, но не сохранился после большого пожара на Торговой площади, во времена распространившегося в городе обряда самосжигательства среди старообрядцев. В интерьерах храма Покрова сохранилось несколько интересных древних икон и книг.

На стенах паперти остались старинные фрески, по преданию созданные в конце 17 века учениками романовской школы живописи. Большой популярностью среди учащихся и студентов, местных жителей и многочисленных паломников пользуется икона Богородицы “Прибавление ума”.

В середине 17 века в Покровском храме, как предполагают некоторые исследователи старообрядческого движения священником был Лазарь, родом из Романова, известный противник церковных реформ патриарха Никона, единомышленник неистового протопопа Аввакума. В 1660 году церковный собор осудил его деятельность. А в 1682 году он был сожжен в одном срубе с Аввакумом.

Наверх